Madeleine Vionnet

Избражение к посту

Madeleine Vionnet (1876-1975) родилась в бедной семье и шить начала в раннем детстве, а с 12 лет уже была трудоустроена швеей. Небольшой эпизод своей юности она провела в Лондоне, работая портнихой в госпитале, и, вернувшись в Париж, шесть лет посвятила карьере в одном из известных Модных домов того времени Callot Soeurs в качестве создателя toiles (макетов будущих изделий, задрапированных на манекене). В 1907-1911 годах она создавала модели для Модного Дома Jacques Doucet, в начале ХХ века считавшегося одним из сильнейших соперников Charles Worth. Попытка изменить существующий стиль Дома отменой корсетов и уменьшением длины юбок не понравилась владельцу, и, чтобы не терять себя в канонах существующего энтерпрайза, Madeleine в 1912 году решила основать собственный бизнес. Спустя всего два года после открытия, война вынудила ее временно прервать деятельность, а в период с 1919 по 1939 Vionnet стала лидирующим дизайнером Парижа.

Madeleine была пионером косого кроя, который раньше использовался разве что в воротниках. Как известно, она экспериментировала с дизайном на небольшой кукле, а результат воплощала в полном размере (кстати, вот и ответ на часто задаваемые вопросы, зачем нужен масштабный манекен, который можно приобрести у нас). Ее модели были простыми на вид, но зачастую настолько сложными в крое, что клиенты порой не знали, как их надевать. А чтобы материал подчеркивал контуры тела, «сливался» с ним в согласии с движением фигуры, она использовала шелковый креп, муслин, бархат и сатин. Поставщик тканей специально для нее производил материал на 2 ярда (без малого 2 метра) шире обычного, чтобы можно было кроить по косой. Она часто использовала декоративные элементы вместо швов и в критических точках сбора деталей изделия; в то же время орнамент не должен был утяжелять платье, поэтому вышивка выполнялась в согласии с плетением нитей ткани, чтобы платье могло свободно двигаться вместе с контурами тела. По этой же причине и бахрому она прикрепляла отдельными кисточками, а не как тесьму.

Активный борец за авторские права в моде, Vionnet создала так называемый copyright album, куда вносила эскизы и фото своих моделей. За время деятельности она создала 75 таких альбомов, которые впоследствии послужили основой для Музея моды и текстиля в Париже. Она практиковала революционные для того времени приемы организации и оплаты труда: оплачивала праздничные дни, отпуска по беременности и родам, присмотр за детьми своих работниц; также был внедрен обед, на территории производства был собственный врач и дантист для всех работников.

Она вела достаточно замкнутый образ жизни, избегая шумихи модного бизнеса, считая ее поверхностной. Более того, она считала себя врагом моды и полагала обязательную ежегодную сменность моды противоречащей хорошему вкусу. За свою карьеру она создала ни много ни мало 12000 моделей, среди ее преданных клиенток были Marlene Dietrich, Katharine Hepburn, Joan Crawford и Greta Garbo. Начало Второй мировой вынудило ее закрыть Модный дом в 1939 году, и в 1940-м она официально вышла на пенсию.

(с) Яна Бринк, фото www.metmuseum.org